Давайте знакомиться "Одесская Химчистка"
Этой статьей мы открываем новую рубрику, в которой будет идти речь о предприятиях химчистки и прачечной Украины, об истории их возникновения, развития, насущных проблемах и их решениях, и, конечно же, достижениях. И, считаем, справедливо начать с одного из самых старинных в Украине предприятий сферы услуг «Одесской Химчистки», которая несколько лет назад стала основоположником нашего журнала.
Немного истории
В 1946 году, в Одессе, предпринимателем Гроссманом была основана первая в городе Артель "ХИМЧИСТКА". До появления Артели, существовавшие мелкие химчистки производили чистку вещей вручную, что создавало определенные трудности и не обеспечивало надлежащего качества. Установленная Артелью, первая в Одессе машина химической чистки "Hoffman" (пр-ва США) стала своеобразной революцией в этой отрасли. Вещи обрабатывались в Уайт спирите - одном из первых растворителей, использовавшихся в химической чистке одежды.
В 1960 году Артель была переименована в "Фабрику Химчистки". В этот период были установлены три новые машины чистки одежды производства Чехословакии и Германии на перхлорэтилене.
В 1969 году Фабрика "Химчистка" стала открывать свои филиалы во всех районах города. Филиалы помимо традиционных услуг по химчистке предложили клиентам стирку, стирку методом самообслуживания, растяжку гардин, чистку головных уборов.
В 1975 году была установлена первая машина химической чистки на электрообогреве пр-ва Югославии, а также немецкое гладильное оборудование для влажно-тепловой обработки, новинка для того времени – паровые пресса, паровые столы и пароманекен, придающий изделию, особенно, из тяжелой ворсистой ткани, первоначальный вид.
С 1991 по 1994 гг. Фабрика "Химчистка" проходит путь от арендного предприятия до акционерного общества.
С 1995 года предприятие становится Членом Украинской Технологической Академии.
В 1998 году, согласно распоряжения председателя областной государственной администрации С.Р. Гриневецкого, "Одесская Химчистка" определена областным базовым предприятием по оказанию бытовых услуг, подготовке кадров, материально-техническому снабжению предприятий быта соответствующего профиля.
В 2002 году начинается новый этап развития «Одесской Химчистки» - полное техническое переоснащение и обучение персонала у итальянских специалистов. Приобретение нового итальянского оборудования ITALCLEAN позволило «Одесской Химчистке» одной из первых в Одессе внедрить передовые технологии аква-чистки и аква-покраски текстильных и кожаных изделий с применением итальянских химических препаратов ALBERTI ANGELO.
В июне 2003 года АО "Одесская Химчистка" вступает в Международный Комитет Обработки текстиля CINET, штаб-квартиры которого находится в Брюсселе. Это беспрецедентный случай в истории предприятий химчисток и прачечных Украины. На сегодняшний день АО «Одесская Химчистка» - единственное в Украине предприятие, входящее в CINET.
С июня 2003 года АО "Одесская Химчистка" становится издателем единственного украинского профессионального журнала "Профессиональная Химчистка", цель которого - информационное обеспечение в области новых технологий, разработок, планирования всех предприятий бытового хозяйства (химчисток, прачечных, гостиниц, санаториев, домов отдыха, а также учебных заведений готовящих специалистов для них).
Строились такие химчистки в советские времена, и сходно щедрой славянской душе, с соответствующим размахом: головная фабрика размером в 4000 кв., 5-6 филиалов в каждом районе города, площадью 1000 кв.м каждый и вдобавок 46 приемных пунктов по всему городу и районным центрам.
Сегодня такие масштабы вызывают недоумение, а тогда абсолютно всему находилось применение. Однако и управлять всем этим было не так-то просто.
Мы решили побеседовать с Председателем Акционерного Общества и Генеральным директором АО «Одесская Химчистка», Кучинским Николаем Феликсовичем.
Николай Феликсович, как Вы пришли в этот бизнес?
«В этот бизнес я пришел с производства, не имеющего ничего общего с химчисткой. Однако хорошо во всем разобраться помогло образование: химическое, медицинское, экономическое. Меня назначили директором фабрики «Химчистка» в 1983 году. Назначала тогда Партия. Признаюсь, что мне досталось очень проблемное предприятие, которое на протяжении 10 лет было нерентабельным. 9 марта назначили, а уже 15 марта требовали видимых результатов.
Пришлось проделать очень большую работу во всем, но в первую очередь в кадровой политике. Советский лозунг «Кадры решают все» был и есть актуален. И для того, чтобы добиться поставленных целей, к сожалению, пришлось заменить почти 70% персонала. Результат не заставил себя ждать – к концу первого года работы предприятие стало рентабельным, а после, вышло на уровень «передовиков» в районе и городе.
Начало перестройки и ее последствия сказались на всей промышленности страны. Насколько это отразилось на Вашем предприятии?
Конечно, же, наша химчистка не стала исключением. Платежеспособность населения была на таком низком уровне, что о такой услуге, как химчистка люди вспоминали в самую последнюю очередь. Именно тогда нам пришлось задумываться о сокращении своих затрат и целесообразности содержания всех действующих филиалов.
С переменой политической ситуации поменялась и экономика станы в целом, к чему, признаться, многие наши кадры в силу старого менталитета готовы не были.
И в 1995 году была введена новая для химчистки должность маркетингового директора. Этот период стал новым этапом развития нашего предприятия, поскольку было связано с появлением новых молодых специалистов.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что мы были одними из первых в Украине, кто начал проводить маркетинговые исследования в области услуг. Причем, хочу обратить внимание на тот факт, что проводился он на профессиональном уровне.
Должность маркетингового директора заняла Татьяна Кучинская, прошедшая обучение в Открытом Британском Университете и Одесском Экономическом университете по курсу маркетинга и менеджмента, а должность производственного директора занял Евгений Постриганев – магистр экономических наук, также выпускник Одесского Экономического Университета.
Именно тогда после глубокого анализа было принято решение о концентрации производства на головном предприятии, с целью снижения расходов и контроля качества. Филиалы стали работать в качестве приемных пунктов, а для обеспечения быстроты выполнения заказов мы приобрели 2 грузовых микроавтобуса.
К сожалению, не всем работникам химчистки, такая политика пришлась по душе. Это вызвало новую волну замены кадров, в частности тех, для которых личная заинтересованность в разрозненности производства стояла выше успеха предприятия.
Насколько эти нововведения были оправданы?
Стратегия концентрации производства, изучения новых технологий и нестандартных подходов к решению возникающих проблем дали свои результаты.
В 2002 году мы приобрели новое итальянское оборудование фирмы ITALCLEAN и одними из первых в Одессе стали использовать технологии обработки и покраски кожаных изделий в воде, с применением препаратов фирмы ALBERTI ANGELO.
Клиенты сразу оценили новое качество услуги. Количество клиентов стало расти и, нам ежегодно приходилось приобретать дополнительное оборудование, как для химчистки, так и аквачистки. В отличие от многих наших коллег, мы покупали только новое оборудование последнего поколения, потому, как практика уже показала, что поддержанное оборудование часто требует больших затрат в обслуживании, которые впоследствии превышают стоимость новых машин.
Выбор сделали в пользу фирмы ITALCLEAN, потому как выпускаемое этим заводом оборудование успешно объединяет в себе оптимальное соотношение разумной цены и высокого качества. Наши операторы машин химчистки и аквачистки работают на этом оборудовании с удовольствием.
Кроме цеха химчистки, аквачистки и крашения у нас есть прачечная, которая за последние годы по своему содержанию и качеству тоже в корне изменилась. Два года назад мы приобрели 6 профессиональных высокоотжимных стиральных машин малой загрузки для обработки индивидуального белья. Белье каждого клиента стирается, действительно только в отдельной машине.
И еще одно наше приобретение - два новых каландра фирмы IMESA, которые благодаря техническим характеристикам значительно повысили качество глажения и снизили наши энергозатраты. Белье после отжима 1000 об/мин поступает сразу на каландр, минуя сушильный барабан.
Работа, направленная на развитие фирмы ведется непрерывно. За все эти годы, Вам удалось подобрать надежную команду, с которой можно добиться успеха?
Работа ведется успешно, в основном, благодаря ответственному отношению к выполнению поставленных целей. Секрет такой «ответственности» и максимального доверия заключается в том, что со временем наш бизнес стал семейным. Управлением предприятия, на котором работает 50 человек, занимаюсь не только я, но и дочь, зять и племянница.
Скажите, а что больше всего запомнилось за всю историю работы в химчистке?
Самыми незабываемыми, конечно же, были годы работы в советский период. Тогда вышестоящие организации интересовал только результат, а не конструктивный подход к решению вопросов.
Приведу один достаточно показательный пример, для того чтобы иметь представление о работе того времени. Одна из жительниц дома, расположенного в 200 метрах от нашего филиала в одном из спальных районов города, написала письмо Брежневу, с сетованием на то, что «фашисты из химчистки» своей работой не дают ей спокойно жить. К тому времени мы только завезли и установили новые машины замкнутого цикла. И вместо того, чтобы разобраться в проблеме, нам поступило распоряжение демонтировать и вывезти все оборудование за одну ночь. Сопротивление, сами понимаете, было бесполезно. Вывезти оборудование можно было, только разобрав одну из стен здания. Так вот, за одну ночь мы разобрали стену, демонтировали и вывезли оборудование.
Для чиновников было главное «потушить жалобу» а то, что жители всего микрорайона остались без прачечной и химчистки, их уже не интересовало. Филиал простоял в бездействии на протяжении нескольких лет. Бывали, конечно, и курьезы, как говорится «чисто одесские». К счастью, их было намного больше, чем неприятных историй.
Одесситы, как известно, народ очень специфичный, и работать с такими клиентами очень интересно и приятно. Всего за несколько минут вам расскажут «за всех родственников», какие у них талантливые дети, где они сейчас, как их уважают, как они прислали «оттуда» этот шикарный ковер. «И, шо его стоит почистить…», так нет же, приемщица, «лексикону, которой позавидовал бы сам Беня Крик» (которая такая же одесситка, как и клиенты) не хочет его принимать. В такой момент, главное было не позвать приемщицу, согласиться с тем, что это «таки да, шикарный ковер», а позже выслушать от мойщика ковров вторую часть истории о том, что этот ковер «такой же шикарный, как его жизнь», и, что только благодаря его мастерству ковер «можно сделать».
Выйдя на приемный пункт, вы могли стать свидетелем диалогов между клиентами и приемщиками, наполненных неповторимым одесским языком.
Николай Феликсович, о проблемах говорить не будем?
О проблемах нужно не говорить, а их решать. А еще точнее, их не допускать.
Как Вы считаете, в чем секрет успеха?
Мне кажется, что секрет успеха заключается в трудолюбии, оптимизме и большом желании достижения поставленных целей.
Чего Вы хотели бы пожелать нашим читателям?
Прежде всего, здоровья, успеха и надежных партнеров, от этого сегодня многое зависит. А еще хотелось бы пригласить всех к нам в гости, потому как мы всегда готовы помочь и поделиться опытом.