Журнал

Усадка изделий после химчистки, аквачистки и покраски

Усадка после химчистки

Как опредилить имела ли место усадка и не превысила ли она допустимые нормы?

Проблему усадки изделий после химчистки, аквачистки и крашения мы уже рассматривали в предыдущих номерах нашего журнала. В продолжение этой темы приведем стандарты, которых необходимо придерживаться в работе. В действующих стандартах определены допустимые нормы усадки изделий после химической чистки в органических растворителях, химической чистки в водной среде (называемая сегодня аквачисткой), а также после перекрашивания изделий. Обратим ваше внимание та то, что в ГСТУ используется термин "перекрашивание", а не привычное для многих "крашение". Установлен единый допустимый процент усадки для разных видов ткани и материалов, независимо от того красилась вещь в тот же тон, что и прежде, или перекрашивалась в более темный цвет.

Согласно пункта 4.18, ГСТУ 201-03-96 химическая чистка органическими растворителями должна обеспечить сохранение линейных размеров изделий.

Допустимы следующие изменения линейных размеров (цитируем):

1% - для швейных изделий;

2% - для трикотажных изделий;

3% - для ковровых изделий и изделий из искусственного меха.

Согласно пункта 4.19, ГСТУ 201-03-96 усадка изделий после химической чистки водными растворителями синтетических моющих средств, для соответствующих видов тканей и материалов не должна быть более, чем:

5% - хлопчатобумажные, смешанные, льняные, полульняные и с химическими волокнами;

5% - шерстяные, чистошерстяные, полушерстяные;

5% - шелковые, полушелковые;

3% - синтетические;

7% - трикотажное полотно;

8% - искусственный мех;

3% - ковровые изделия.

Интересен тот факт, что кожаные изделия в шкале процентов усадки как отдельная группа не выделена.

Входят они, судя по всему, в группу швейных изделий, поскольку, цитируем: "Настоящий стандарт распространяется на одежду, изготовленную из разных видов ткани, трикотажа,натурального и искусственного меха и замши, велюра, спилка, головные уборы, ковровые, гардинно-тюлевые и пухо-перовые изделия, чехлы, элементы мягкой мебели, мягконабивные игрушки, изделия текстильной галантереи, а также другие изделия и предметы домашнего обиходапосле химической чистки".

Однако трудно согласиться с тем фактом, что текстиль и кожа могут дать одинаковый процент усадки, учитывая, что кожа перед пошивом подвергается максимальной растяжке и, попадая в естественную среду, в данном случае растворитель, принимает свой первоначальный размер.

Новые технологии аква-обработки изделий из натуральной кожи также не предусмотрены в ГСТУ, так как стали использоваться химчистками, лишь в последние годы.

С усадкой после крашения дело обстоит гораздо проще: Согласно пункта 4.9 ГСТУ 201-09-98 усадка перекрашенных изделий не должна быть больше 10%. Главное, правильно замерить изделие, принимаемое в покраску, а затем проверить, не превысила ли усадка допустимую норму.

Пункт 8.4 ГСТУ 201-09-98 Усадка перекрашенных изделий проверяется по следующей методике:

На изделия нашивают нитками горизонтальные и вертикальные прямые линии по следующим параметрам:

Для плечевой одежды:

  • длина изделия от угла плечевого шва и горловины к низу;
  • ширина переда между швами втачивания рукавов в самом узком месте;
  • длины рукава от самой высокой точки оката к низу.

Для поясной одежды:

  • длина брюк (шорт) от шва втачивания пояса или верхнего края к низу вдоль бокового шва;
  • длина юбки от шва втачивания пояса либо верхнего края к низу вдоль середины переднего и заднего полотнищ.

Для ткани:

  • длина и ширина.

Замеры делаются по этим линиям при помощи измерительной металлической рулетки согласно ГОСТ 7502, до и после перекрашивания изделия.

Изделия из кожи измеряют по указанным параметрам, без нашивания ниток.

Усадка перекрашенных изделий определяется по формуле:

У = (Lo - L1) / Lo x 100,

Где:

У - усадка изделий;

Lo - длина (ширина) до перекрашивания, мм;

L1 - длина (ширина) после перекрашивания , мм.

Замеры изделия в виде приложения к описи необходимы также для того, чтобы предотвратить возможные претензии располневших в период межсезонья клиентов, поскольку указать на этот факт клиенту будет не совсем удобно.

В данном случае более уместно сделать повторные замеры на момент выдачи изделия, в присутствии заказчика и указать на тот факт, что усадка (если таковая имеет место) не превышает допустимые нормы, которые указаны в описи приема (квитанции). Согласитесь, что конфликты лучше предупреждать, нежели решать.