Недобросовестный клиент химчистки
В химчистку был сдан красный «пуховик» с жировыми пятнами. О том, что пятна были жирового происхождения, ни у кого не вызвало сомнений из-за характерного ореола и цвета. Однако, после обработки, согласно рекомендаций на маркировке, так называемые пятна не только не исчезли, но и увеличились.
Насторожил тот факт, что плотность ткани в местах «пятен» была меньше, чем по всему изделию. Было решено подпороть шов в месте наибольшего трения, чтобы определить качество дублирующего материала. Результат «вскрытия» показал, что тонкая нейлоновая ткань была прорезинена белым составом для яркости цвета и плотности материала. По истечении нескольких лет, в процессе носки и неправильного ухода за изделием (по словам клиента после снежных погод, куртка сушилась на обогревательных приборах) дублирующий состав стал ломким и начал осыпаться. Именно в местах, с осыпавшимся уплотнителем, на лицевой стороне куртки стали проявляться темные ореолы, по внешним признакам очень похожие на жировые загрязнения. Восстановить такой прорезиненный состав уплотнителя в условиях химчистки невозможно.
Горькая правда о «самой дорогой на свете и самой новой куртке», разумеется, клиента не устроила. И потянулись вереницей дни, полные слез, угроз, обмороков и душещипательных историй о том, что куртка «совсем новая и очень фирменная», «всю семью лишили одежды» (как оказалось, куртку одевали «на выход» все члены семьи, от мала до велика и независимо от пола), ну и, как сами, понимаете, теперь вся семья оказалась под гнетом «морального ущерба». В письменном заявлении – претензии клиент указал название и адрес магазина, в котором была куплена куртка и ее стоимость 1600 грн. Наведя справки о магазине, оказалось, что он уже 5 лет, как закрыт. Обратившись в представительство фирмы-изготовителя куртки, оказалось, что розничная цена такого изделия колеблется от 400 до 500 грн. Таким образом, перед нами был типичный «недобросовестный клиент». По ходу изложения результатов «расследования» слезы клиента высыхали, крики стихали, количество пострадавших и сумма ущерба понижались. Такие истории в работе химчисток не редкость, заканчиваются они у всех по-разному, в зависимости от того, как себя поведет в дальнейшем клиент и администрация химчистки.
Согласно Закона «О защите прав потребителей», клиент имеет право на возмещение остаточной стоимости изделия в случае подтверждения вины химчистки (от стоимости нового изделия вычитается процент износа, указанный в квитанции приема). Независимую экспертизу могут провести специалисты Управления по делам защиты прав потребителей и Торговой палаты Украины. С определением согласованной стоимости изделия, сдаваемого в химчистку, дело обстоит следующим образом:
Согласно, Гражданского кодекса Украины, который вступил в силу с 1 января 2004 года, оценка вещей как правоотношения клиента и предприятия не предусмотрены, и таким образом, не носят обязательного характера и юридических последствий. Если в нормативно-правовых (правилах, инструкциях и т.д.) такая норма предусмотрена, то в соответствии с принципом права приоритета в силу вступает законодательный акт более высокого уровня, а именно, Гражданский кодекс Украины. Другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие к Гражданскому кодексу Украины.