журнал «Индустрия Чистоты» №1
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС: время строить гостиницы.
Гостиничный бизнес как никакой другой впрямую зависит от развития туризма и международных экономических связей. Однако отелей в Украине и в особенности в столице катастрофически не хватает, что сдерживает поток туристов. А значит, любая новая гостиница без клиентов не останется. Самое время подключиться к этому доходному бизнесу. Общеизвестно, что гостиницы экстра-класса в Киеве дорогие, а дешевых и средних практически нет.
Как правило, доля иностранных клиентов в гостиницах класса четыре-пять звезд составляет 83-90%. Тем не менее результаты 2003 года могут озадачить: доля украинцев, пользующихся услугами отелей, значительно увеличилась. Это может означать и оживление деловой активности отечественных предпринимателей на внутреннем рынке, и возрастающий интерес к внутреннему туризму, подкрепленный платежеспособным спросом.
VIP - и не только
Безусловно, последние годы заставили украинский гостиничный бизнес в большей степени ориентироваться на желания постояльцев.
Прежний лозунг, который незримо висел над каждой советской гостиницей - "вас много, а я одна", сменился-таки на рыночный девиз
"мы дорожим каждым клиентом".
Принципиально ситуация начала меняться недавно, когда в Украине стали строиться, реконструироваться и открываться большие и малые, дорогие и не очень, независимые и сетевые гостиницы. Сейчас общее число столичных отелей превышает 100, причем сюда входят и гиганты и маленькие гостиницы, где номеров не более десятка. Однако и сегодня нельзя говорить о насыщении рынка гостиничных услуг. Спрос на гостиничные услуги настолько неудовлетворен, что любая гостиница, которая сегодня открывается в Киеве, обречена на успех.
Лучше дешевле, да больше
Рост числа туристов, которые хотели бы посетить Украину, в значительной мере сдерживается недостатком номерного фонда. Точнее,
апартаменты, за которые нужно ежедневно выкладывать $200 и больше, есть всегда. А вот отелей, рассчитанных на менее состоятельную
публику, катастрофически не хватает. Тем самым отсекается такой контингент, как молодежь. В европейских странах именно на нее
приходится значительная доля туристического потока. Молодые люди мобильны, любят путешествовать большими компаниями, достаточно
непритязательны, однако цены в большинстве киевских отелей им явно не по карману.
А значит, не обязательно вкладывать деньги в строительство пятизвездного отеля. Западный опыт показал, что стабильный доход приносят и гостиницы для экономных туристов - хостелы. В 60 странах мира их уже более 4,5 тыс., а в Украине пока считанные единицы.
Стратегия вложений
При такой ненасыщенности рынка столичных туристических услуг соблазнительно вложить деньги в гостиничный бизнес - инвестиции
обещают вернуться сторицей. Однако тем, кто берется за это дело впервые, следует помнить, что есть немало подводных камней,
способных существенно осложнить реализацию первоначального бизнес-плана. Необходимо решить: строить с нуля или переоборудовать
под гостиницу здание какого-нибудь "умершего" учреждения? Ситуация здесь та же, что и на рынке офисной недвижимости: перестраивать
дешевле, чем вкладывать деньги в новый отель. Однако многое зависит от конструктивных особенностей здания, в котором расположена
гостиница. Например, вариант с переоборудованием советской "коробки" под престижную гостиницу окажется экономически оправданным
лишь в том случае, если это не потребует кардинальной перестройки здания. Поэтому инвестору нужно уже на стадии разработки проекта
заложить возможность изменить как содержание, так и уровень предоставляемых услуг.
Необходимо также учесть, что современные гостиницы имеют все более отчетливую тенденцию превращаться в полифункциональные комплексы, включающие в себя культурно-развлекательные объекты, выставочные, торговые или бизнес-центры.
Но, судя по всему, направление подобного комплексного предоставления услуг будет все более расширяться, поскольку повышает доходность каждого метра используемой площади.