Clean Industry

читать другие статьи журнала

журнал «Индустрия Чистоты» №3

Усадка изделий после химчистки, аквачистки и крашения

Как опредилить имела ли место усадка
и не превысила ли она допустимые нормы?

Проблему усадки изделий после химчистки, аквачистки и крашения мы уже рассматривали в предыдущих номерах нашего журнала. В продолжение этой темы приведем стандарты, которых необходимо придерживаться в работе. В действующих стандартах определены допустимые нормы усадки изделий после химической чистки в органических растворителях, химической чистки в водной среде (называемая сегодня аквачисткой), а также после перекрашивания изделий. Обратим ваше внимание та то, что в ГСТУ используется термин "перекрашивание", а не привычное для многих "крашение". Установлен единый допустимый процент усадки для разных видов ткани и материалов, независимо от того красилась вещь в тот же тон, что и прежде, или перекрашивалась в более темный цвет.

Усадка изделий после химчистки, аквачистки и крашения Согласно пункта 4.18, ГСТУ 201-03-96 химическая чистка органическими растворителями должна обеспечить сохранение линейных размеров изделий.
Допустимы следующие изменения линейных размеров (цитируем):
1% - для швейных изделий;
2% - для трикотажных изделий;
3% - для ковровых изделий и изделий из искусственного меха.

Согласно пункта 4.19, ГСТУ 201-03-96 усадка изделий после химической чистки водными растворителями синтетических моющих средств, для соответствующих видов тканей и материалов не должна быть более, чем:
5% - хлопчатобумажные, смешанные, льняные, полульняные и с химическими волокнами;
5% - шерстяные, чистошерстяные, полушерстяные;
5% - шелковые, полушелковые;
3% - синтетические;
7% - трикотажное полотно;
8% - искусственный мех;
3% - ковровые изделия.

Интересен тот факт, что кожаные изделия в шкале процентов усадки как отдельная группа не выделена.

Входят они, судя по всему, в группу швейных изделий, поскольку, цитируем: "Настоящий стандарт распространяется на одежду, изготовленную из разных видов ткани, трикотажа,натурального и искусственного меха и замши, велюра, спилка, головные уборы, ковровые, гардинно-тюлевые и пухо-перовые изделия, чехлы, элементы мягкой мебели, мягконабивные игрушки, изделия текстильной галантереи, а также другие изделия и предметы домашнего обиходапосле химической чистки".

Однако трудно согласиться с тем фактом, что текстиль и кожа могут дать одинаковый процент усадки, учитывая, что кожа перед пошивом подвергается максимальной растяжке и, попадая в естественную среду, в данном случае растворитель, принимает свой первоначальный размер.

Новые технологии аква-обработки изделий из натуральной кожи также не предусмотрены в ГСТУ, так как стали использоваться химчистками, лишь в последние годы.

С усадкой после крашения дело обстоит гораздо проще:
Согласно пункта 4.9 ГСТУ 201-09-98 усадка перекрашенных изделий не должна быть больше 10%.
Главное, правильно замерить изделие, принимаемое в покраску, а затем проверить, не превысила ли усадка допустимую норму.

Пункт 8.4 ГСТУ 201-09-98 Усадка перекрашенных изделий проверяется по следующей методике:
На изделия нашивают нитками горизонтальные и вертикальные прямые линии по следующим параметрам:
Для плечевой одежды:
- длина изделия от угла плечевого шва и горловины к низу;
- ширина переда между швами втачивания рукавов в самом узком месте;
- длины рукава от самой высокой точки оката к низу.
Для поясной одежды:
- длина брюк (шорт) от шва втачивания пояса или верхнего края к низу вдоль бокового шва;
- длина юбки от шва втачивания пояса либо верхнего края к низу вдоль середины переднего и заднего полотнищ.
Для ткани:
- длина и ширина.

Замеры делаются по этим линиям при помощи измерительной металлической рулетки согласно ГОСТ 7502, до и после перекрашивания изделия.

Изделия из кожи измеряют по указанным параметрам, без нашивания ниток.
Усадка перекрашенных изделий определяется по формуле:
У = (Lo - L1) / Lo x 100,
Где:
У - усадка изделий;
Lo - длина (ширина) до перекрашивания, мм;
L1 - длина (ширина) после перекрашивания , мм.

Замеры изделия в виде приложения к описи необходимы также для того, чтобы предотвратить возможные претензии располневших в период межсезонья клиентов, поскольку указать на этот факт клиенту будет не совсем удобно.

В данном случае более уместно сделать повторные замеры на момент выдачи изделия, в присутствии заказчика и указать на тот факт, что усадка (если таковая имеет место) не превышает допустимые нормы, которые указаны в описи приема (квитанции). Согласитесь, что конфликты лучше предупреждать, нежели решать.